«Да просто не грусти!»
Учимся каждый день вставать с нужной ноги или секреты хорошего настроения
Бывает же такое: просыпаешься и сразу же чувствуешь - все вокруг дурацкое, и весь день будет каким-то не таким, и лучше б вообще не вставать с кровати.

А бывает наоборот: только открыл глаза, а уже радуешься солнцу и утренней прохладе, предвкушая, как замечательно проведешь ближайшие 12 часов бодрствования.

И ладно бы всегда было понятно, с чем связано хорошее или плохое НАСТРОЕНИЕ, а то порой оно кажется буквально магией - само собой случается, остается только с ним жить.

На самом же деле, настроение - управляемая часть нашего бытия.
Настроение состоит из четырех аспектов:
- мысли - то, как мы воспринимаем ситуацию;
- эмоции - что чувствуем;
- ощущения в теле - что происходит с физической точки зрения;
- поведение - что мы делаем.
И каждую из этих составляющих мы можем контролировать.
Очень важная часть хорошего самочувствия - мысли. В когнитивно-поведенческом подходе психологии первоочередны именно они.

Стимул (ситуация) -> мысли -> реакция (эмоция + поведение)

Например - вы увидели большую крысу. Вам сразу же стало страшно. Но чем вызвана эмоция «страх»? Именно - мыслью, что грызун может нанести вам вред. Ведь если бы от крысы не было вреда, вы бы ее не боялись.

Такой микро-анализ окружающего ваш мозг совершает максимально быстро, поэтому, пугаясь, вы и не замечаете, как успеваете подумать о том, что вам надо бы испугаться в целях безопасности.

Получается, если мысли первостепенны, нужно всего-то научиться «мыслить позитивно», чтобы не грустить, не разочаровываться, не бояться и всегда быть в хорошем настроении?
Как считаете, достаточно убеждать себя, что все хорошо?

Увы, огорчим. Альтернативная медицина в виде «заряда положительных вибраций» не работает должным образом.

«У меня все получится!» - давайте честно, пробовали убедить себя в успехе с помощью аффирмаций?

Аффирмации - это короткие положительные фразы, призванные создать позитивный настрой.

Одно время они были очень популярны в масс медиа: аффирмации на деньги, на любовь к себе, на достижение результата и так далее. Списки таких лестных скороговорок публиковались пачкам, однако существенного роста счастливчиков замечено не было. Потому что аффирмации не выполняют той задачи, которая перед ними навязчиво ставится. Другими словами аффирмации не работают. А что не так-то?

Одно из направлений психотерапии, КПТ, выделяет три уровня мыслей:
  1. автоматические - мысли находятся в фокусе внимания;
  2. промежуточные - мысли, которые заметить труднее;
  3. глубинные - те, что лежат в основе всех наших взглядов.
Так вот если вы хотите по-настоящему изменить отношение к чему-либо, нужно работать с глубинными убеждениями, а аффирмации работают с уровнем автоматических мыслей. С глубинным же уровнем разбирается психотерапия.

Но если не помогает метод убеждения, то что поможет?
Психологические навыки работы с мыслями, конечно же!
- распознавание автоматических мыслей;
- поиск промежуточных;
- определение и изменение глубинных;
- ну и еще - способность отличить один уровень от другого.

Упражнение для самопомощи «Как еще можно воспринять».

Подумайте о неприятном событии в вашей жизни и подключите фантазию - крутите событие до тех пор, пока не найдете минимум 5 иных, отличных от вашей, точек зрения.

Например:
  Руководитель выразил недовольство вашей работой в последний месяц
  Вы тут же предполагаете, что вас хотят уволить, тревожитесь и впадаете в стресс
  А что, если
- руководитель беспокоится о вашей продуктивности и готов помогать
- руководитель хочет открытого диалога о проблемах внутри компании/коллектива
- руководитель готов предложить вам смежную позицию, чтобы разнообразить задачи
- руководитель ждет большей эффективности от вашего отдела в целом и хочет видеть вашу инициативу
- босс сегодня не в духе (тоже бывает, знаете ли!)

Если у вас получится посмотреть на проблему под другим углом, получится и изменить свое отношение к ней: снизить градус негатива и собственных переживаний.

Так работает абсолютно с любой трудностью: зачастую уровень сложности той или иной ситуации обуславливается личной, субъективной, оценкой.
Получается, чтобы заполучить хорошее настроение надо опять копаться в себе?

Нет! Раз и навсегда определим: самокопания и самоанализ - не одно и то же.

  • Самооанализ - помогающий инструмент, с помощью которого можно нащупать свои нормы и изменить неприятную ситуацию;
  • Самокопание - разрушающий процесс хождения по кругу без реальной возможности разрешить вопрос.

Хорошая новость: самоанализ и саморегуляция - психологические навыки, которые развиваются. Научиться выстраивать когнитивные схемы и составлять копинг-карты, во-первых, не так уж сложно, хотя слова нераспиаренные и могут пугать, во-вторых, не так уж долго, нужно только попрактиковаться и довести эти таланты до автоматизма.

*Все герои вымышлены, любые совпадения с реальными людьми - чистая случайность.

Следующий пункт в создании хорошего настроения - эмоции.

Эмоции - это психические процессы средней продолжительности, отражающие субъетивное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Эмоциональный интеллект - это навыки распознавания и понимания эмоций, как своих, так и других людей, а также способность управлять эмоциями.
Интересный факт - эмоции заразительны. Это их эволюционное свойство, которое помогало, в том числе, и выживать. Например: первобытный человек пугался хищника и бежал. Сородичи тоже пугались, даже если сами не видели опасности, и тоже бежали. Таким образом, благодаря тому, что кто-то один «заразил» других страхом, спасалось большее количество людей.

Вы, кстати, замечали, сидя в очереди в поликлинике, что, если один ребенок плачет, то плакать начинают и все другие дети вокруг?

Конечно, у взрослых, как правило, эмоциональный интеллект выше, и они не плачут вместе с детьми в поликлинике (хотя иногда очень хочется). Однако совсем исключать возможность «заразиться» от кого-то что грустью, что радостью нельзя. Среда, в которой мы находимся, влияет на нас.

ВАЖНО: эмпатия и «заразность» - не одно и то же.

Эмпатия - это часть высокого эмоционального интеллекта, навык, который позволяет понять другого, выразить ему сочувствие и поддержку, но при этом не провалиться в эмоцию самому, а сохранить душевное равновесие. Это классный и полезный инструмент в коммуникации. «Заразность» - это про неосознанное вовлечение в эмоцию, про впадание в переживание без объективных на то причин, лишь потому, что так чувствует кто-то рядом.


А что делать, если рядом постоянно капризный, плачущий ребенок?
Ну, уж точно не развлекать его 24/7...
Постоянно развлекать ребенка - вредно. Это лишает его не только самостоятельности, но еще и скуки.
Неожиданно, но скука - важнейший элемент взросления и самосознания. Скука - это отсутствие интереса. А когда нам не интересно, мы начинаем искать то… что нас заинтересует! Эти поиски помогают человеку - и маленькому, и большому - понять себя и свои увлечения. А чем я хочу заниматься? Чего мне хочется? Что надо?
  • Скука развивает креативность и воображение: когда ребенку скучно, он начинает фантазировать, придумывать себе игры, мастерить что-то из подручных материалов. Именно в моменты скуки рождаются самые оригинальные идеи!
  • Также она развивает самостоятельность: скучающий ребенок учится занимать себя сам, не полагаясь на постоянные внешние развлечения. Это важный шаг к формированию независимости.
  • А еще учит понимать свои желания: в тишине и покое ребенок начинает прислушиваться к себе, понимать, чего он на самом деле хочет. Это помогает ему лучше осознавать свои потребности и эмоции.

Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку не бояться скуки? Несколько рекомендаций от Натальи Надеждиной, психолога по детско-родительским отношениям:
  • Планируйте «пустое» время в расписании ребенка
  • Ограничивайте доступ к гаджетам
  • Создавайте стимулирующую среду
  • Не спешите развлекать: если ребенок говорит «мне скучно», не предлагайте готовые решения, но спросите - «а что бы ты хотел сделать?». Подскажите, направьте, но не делайте все за него.
  • Будьте примером: покажите ребенку, что вы тоже умеете находить интересные занятия без гаджетов. Читайте книги, занимайтесь любимыми хобби, проводите время на природе.
Техника самопонимания «ABCDE».

Разделите стрессовую ситуацию на составляющие, где
А - событие: что именно произошло, когда, где?
В - мысли: о чем вы подумали?
С - чувства: что я испытал(а)?
D - действия: что вы делали по порядку
Е - ощущения в теле: как было вам на физическом уровне?

После заполнениях всех граф ответьте на вопросы: что было наиболее важным для меня при выполнении упражнения? Что было полезным? Что нового вы узнали из анализа?
Переходим к ощущениям в теле и тут у нас для вас база... для хорошего морального состояния нужно спать 8-9 часов, есть клетчатку и заниматься спортом. Ну, ничего не поделаешь.
Классическое трио контакта со своим телом: сон, спорт, питание. Как правило, сон здесь вызывает меньше всего вопросов - люди спят с удовольствием. А вот физическая активность и еда порой ставят в ступор, так что уделим внимание именно этим аспектам.

Почему важно двигаться? Танцевать, приседать со штангой, растягиваться, ходить пешком - вид активности, кстати, не имеет значения, главное выбрать то, что вам по душе.
  • Спорт повышает выработку серотонина;
  • Снижает мышечное напряжение;
  • Повышает уровень мотивации и влияет на волевые процессы;
  • Развивает навык регулярности;
  • Ну а еще просто делает ваше тело подтянутым :)))
Если вы можете выдержать целую тренировку, представляете, сколько всего вам по силам?


Мы пытались идеализировать спорт, но…
Спортом позанимались, получается, можно вкусно покушац? И да, и нет.
Питание - это способ удовлетворить базовую потребность. Мы едим, чтобы получать энергию и функционировать. ОДНАКО в современном мире на еду накладывается еще очень-очень много смыслов. Например,
  • еда может стать времяпрепровождением - «пойдем поболтаем в кофейню»
  • или новым впечатлением - «попробуем этот апельсиновый чатни, никогда не пробовали»
  • или даже показателем статуса - «поужинаем в лучшем ресторане города»
  • что уж говорить про излюбленную всеми функцию еды - снять стресс. Вот шоколадка, вот пачка чипсов, вот кусочек жирной пиццы.

Что же происходит, когда мы слишком часто снимаем стресс типично вредной едой? Вкусовые рецепты привыкают к усилителям вкуса и перестают реагировать на «простые» продукты: яблоки перестают быть сладкими, а гречка становится безвкусной. Человек же попадает в круговорот неправильного питания, выбраться из которого порой очень непросто.

В том числе во имя культуры питания у нас в «Анониме» есть свое меню. На консультации часто приходят после работы, не успев перекусить, а на голодный желудок думать неприятно. Поэтому Юлия Гуртикова, у которой папа вообще-то профессиональный повар, придумала несколько рецептов, и теперь мы с удовольствием угощаем клиентов сочетаниями сливочного сыра и вяленых томатов, кускуса и тунца, яиц и рукколы.

Если вы хотите отужинать перед встречей с психологом (на встрече нельзя, кстати :), - все просто: напишите администратору, выберите блюдо, а по приходу в кабинет ждите красивую тарелочку с полезной закуской.
У нас не ПП, у нас ППП: питаться правильно - просто

Особенно, если забегаете на перекус в «Аноним» на Автомобилистов 13. Мы предлагаем гостям сбалансированное меню из нескольких позиций - все рецепты тщательно продуманы, чтобы вам было и вкусно, и питательно, и, конечно же!, здорОво.

Заходите в гости. Накормим и послушаем.

Допустим, взрослые могут контролировать свой рацион, но как быть с детьми, которые порой напрочь отказываются от всего, кроме конфет?
Давайте представим: ваш малыш капризничает, просит конфету. В такие моменты кажется, что сладкое – волшебная палочка, мгновенно успокаивающая ребенка и улучшающая настроение!

Сахар действительно стимулирует выброс дофамина – гормона удовольствия. Именно поэтому мы так легко «подсаживаемся» на сладкое. Дети, как и взрослые, могут заедать стресс конфетами и печеньем. И это не просто вредная привычка, а еще и способ справиться с неприятными эмоциями.

Но есть и хорошая новость! Дофамин выделяется не только от сахара. Разнообразие вкусов, запахов, текстур еды - все это тоже источник удовольствия.

Отношения с едой – это процесс, который мы учимся выстраивать с самого детства. И родители играют в этом процессе ключевую роль. Наша задача – научить детей прислушиваться к своим истинным потребностям. Почему ребенок тянется к сладкому? Может быть, ему скучно? Предложите интересное занятие вместо десерта! Рисование, прогулка, игра – вариантов масса! Дети, которые не умеют занимать себя и управлять своими желаниями, быстрее «подсаживаются» на еду, как на способ заполнить пустоту.

Активность и физические нагрузки – еще один способ справиться со стрессом и отвлечься от мыслей о сладком. Играйте с ребенком в подвижные игры, гуляйте на свежем воздухе, запишите его в спортивную секцию.

И наконец, самое главное: нет необходимости полностью исключать сладкое из рациона! Пусть оно будет частью праздника, радостью от совместного времяпрепровождения. Главное, научить ребенка есть сладкое тогда, когда он по-настоящему хочет, а не тогда, когда ему скучно, грустно или нечем заняться. И тогда сладкое станет не ловушкой, а источником настоящего удовольствия!

Короткое напоминание - мы тут говорим про настроение. Настроение состоит из четырех аспектов: мысли, эмоции, ощущения в теле и поведение.

И мы на финишной прямой - начинаем разговор о поведении.
«Увлекательнейшая история из жизни Вашего психолога: пришла я как-то раз в «Пятерочку»… а там замечательно пахнет. Ну я и говорю продавщице «с ума сойти, какой у вас запах здесь»!
- Да вы не сходите с ума, поешьте
- Так нет того, чем пахнет
- А чем пахнет?
- Мясом и луком
- Это самса в духовке. Будете?
- Буду
- Сколько?
- Два штук

Достала она мне эту самсу, пожелала приятного аппетита, а я пошла себе по улице жевать и быть довольной».

В чем мораль, кроме того, что самса поднимает настроение? А в том, что хорошее настроение проявляется еще и в поведении. Что я буквально сделала? Пришла в магазин, улыбнулась, вступила в шутливый диалог, пригласив к нему сотрудника. Я действовала, что называется, в «приподнятом расположении духа». И это позволило мне вовлечь в безопасный приятельский контакт незнакомого человека и вкусно поесть.

Поведение - одна из составляющих настроения. С одной стороны может показаться, что это самый сложный аспект - как это, улыбаться другим, чтобы самому почувствовать себя лучше? С другой, поведением управлять очень просто. Нужно буквально выучить, от чего тебе хорошо, и повторять этот алгоритм в сложный период. Смекаете?
Упражнение для самопомощи «Список моих радостей».

Уделите себе полчаса в спокойном, расслабленном состоянии, хорошенько подумайте и выпишите все действия, которые причиняют вам удовольствие. Начинайте каждое предложение с глагола. Это может быть что-то маленькое: зажечь свечу и насладиться первыми нотками аромата, или же что-то более существенное: отправиться за город и гулять по хвойному лесу.

Составьте для себя шпаргалку, чтобы в моменты плохого самочувствия, обращаться к ней и всегда точно знать, что делать.
А как быть, если на протяжении долгого времени (2 недели и более) не удается активировать в себе хорошее самочувствие? Вероятно, пора поговорить о депрессии. О ней есть большая статья по ссылке.
На сим у Валерии все - предлагаю депрессию вынести в отдельную статью.
Мы продолжаем говорить на тему настроения. И сегодня мы коснемся настроения детского. Сталкивались ли вы с таким утверждением, что детство – это счастливая, беззаботная пора, сотканная из веселья, радости и шалостей?

Однако, в реальном мире, каждому родителю знакома и обратная сторона детства, и она не только про радость.

Но будем все же справедливы. Дети, особенно маленькие, не так склонны удерживаться в плохом настроении, как взрослые. Это связано с особенностями настроения их нервной системы и с отсутствием сложных когнитивных схем, которые могут длительно удерживать негативные мысли и чувства. И поэтому дети быстрее переключаются с негативных эмоций на позитивные и наоборот.

Чем старше ребенок, тем сложнее и продолжительнее могут быть периоды грусти. Подростки, например, могут испытывать длительные периоды печали, связанные с гормональными изменениями, социальными трудностями и поиском своего места в мире.

Для того, чтобы управлять своим настроением, ребенку сперва нужно научиться распознавать свои эмоции и связывать их с событиям из своей жизни.
В этом на протяжении детства ему помогают взрослые: называют чувства, учат справляться с сильными переживаниями, показывают на собственном примере, как это - дружить с эмоциями!

И даже если родителю трудно - не беда,
ассортимент игр и пособий по эмоциональному интеллекту сейчас огромен! Научиться никогда не поздно!
Мы перепробовали многие варианты пособий и игр и от всего сердца рекомендуем присмотреться к игре «Мишка в домике».
Играя, можно учить ребенка распознавать и называть свои чувства, понимать, когда и почему они возникают, говорить о том, что хочется сделать в сложных ситуациях и как можно с чувствами справиться.

Если ребенок научится выстраивать связь между событиями, поведением и эмоциями, у него будет база знаний о себе самом:
  • Что меня огорчает;
  • Что меня злит;
  • Что меня обижает;
  • Что вызывает радость;
  • Что меня интересует.

И если случится так, что печаль надолго поселится в сердце ребенка, ему будет значительно проще подобрать себе деятельность, это состояние облегчающее.
Сперва это делается при помощи взрослого: предлагать любимые занятия,  создавать альбомы приятных воспоминаний, организовывать сундучки с памятными мелочами, составлять списки приятных дел. Все это приятно само по себе, но и в трудные времена поможет почувствовать себя лучше.
В дальнейшем ребенок научится делать это без вашей помощи.

Детство — это не только беззаботное веселье.
Распознавание эмоций, понимание их причин и умение находить способы самостоятельно регулировать свое состояние – важные навыки для развития ребенка.
Игры, пособия, совместные занятия с родителями,  занятия с психологом — прекрасные инструменты, которые помогут вашему ребенку освоить эти навыки.
Даже в трудные моменты всегда можно найти ресурсы и способы поддержать своего ребенка и помочь ему вернуться к радости.
А мы всегда готовы помочь и поддержать вас на этом пути.


Не ждите, что плохое настроение рассосется само собой. Разгоняйте его, как (Аллегрова тучи) можете. Серьезно, делайте что-то физически, чтобы почувствовать себя лучше

А если совсем не знаете, что делать, предлагаем вам упражнение самопомощи

Сохраняйте полезный пост и не игнорируйте рекомендации Сайды Усачевой 🤍

Главное заблуждение про мотивацию

Мотивация – это не только когда ты хочешь. Мотивация - это еще когда ты можешь! А как узнать, что ты можешь, если не делать? И делать иногда нужно просто на усилии воли.

Мотивация - сложный многокомпонентный механизм, и одна из ее составляющих - это воля.

Воля нужна, чтобы вы делали дело, когда не хочется. Волевые качества можно натренировать. Для тренировки воли всегда нужно усилие. То есть нужно делать что-то, что не хочется и нелегко. Важный момент: УСИЛИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫДЕРЖИВАЕМО!

Часто мы нажимаем на большую задачу, ставим перед собой большие трудные цели «с непривычки». И конечно, ни воли, ни желания на невыдерживаемые усилия не хватает. И мы бросаем. И разочаровываемся и грустим. И опасаемся пытаться снова. Это нас демотивирует, то есть снижает волевые качества (и самооценку).

Когда же мы тренируем волю грамотно, то наша самооценка (и мотивация) растет.

КАК ГРАМОТНО ТРЕНИРОВАТЬ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА?

Воля требует усилия. Усилие должно быть маленькое, выдерживаемое. Потом следующее маленькое усилие. Потом следующее. Нужно прибавлять усилие постепенно! Вот тогда ваши волевые качества будут крепче искушений, сильных эмоций, прокрастинаций и других раздражителей, которые постоянно саботируют нас на пути к саморегуляции и желаемому качеству жизни.

Итак, запомним:
- мотивация = хочу + могу
- для воли нужно усилие
- усилие должно быть маленькое выдерживаемое (начинать с самого легкого)

И воля эта неотменяема. Натренируете ее в одной сфере, и она будет работать на вас во всех остальных сферах жизни.

#спорт_ради_кукухи14:42

Отчаяние — важная эмоция. Она возникает, когда происходит ОТ(каз_от)ЧАЯНИя

Когда человек осознал, что не будет так, как он хотел, возникает отчаяние. И это хорошо. Неприятно, но хорошо.

Потому что во время отчаяния происходит переосмысление реальности: «Я думал, что будет так. Теперь я узнал, что так не будет, и нет смысла этого хотеть. И что тогда теперь мне хотеть и делать?»

 В результате переживания отчаяния у человека появляется новое более реалистичное и адаптивное видение ситуации. Следуя за ним, человек перестраивает свое поведение так, чтобы эффективно и с меньшим стрессом решать свои жизненные задачи.

Однако может еще быть так:
 Отчаяние становится непереносимым, забирает все силы и не дает двигаться дальше. Это происходит, когда человек запрещает/ подавляет отчаяние. Стыдится его, боится или еще каким-то образом отказывается его проживать, осознавать и рефлексировать.

С эмоциями безапелляционно работает правило:

ЕСЛИ ЭМОЦИЮ ПОДАВЛЯТЬ, ОНА СТАНЕТ СИЛЬНЕЕ

А именно сильные эмоции непереносимы, пугают нас, мешают жить и двигаться дальше. Слабые, умеренные эмоции мы выдерживаем легко и спокойно и часто даже не замечаем их.

Поэтому смысл не в том, чтобы не чувствовать неприятные эмоции, а в том, чтобы УПРАВЛЯТЬ их величиной, размером, интенсивностью.

 Хорошая новость: эмоции всегда проходят (и довольно быстро), если дать им пространство и отрефлексировать (то есть понять их).

Управлять эмоциями — это навык. Его можно натренировать с психологом, чтобы вы вы сами управляли своими эмоциями, а не они — вами.
(записаться можно по ссылке в профиле)

P.S.: на видео все персонажи вымышлены, любые совпадения с реальными людьми - чистая случайность14:44


В апреле мы много говорим о настроении и о том, как научиться возвращать себе радость. Однако если вам на протяжении долгого времени (2 недели и более) не удается активировать в себе хорошее самочувствие, мы вынуждены говорить о депрессии.

Депрессия - не выдумка психологов и психиатров. Диагноз официально внесен МКБ-11 (международная классификация болезней 11-го пересмотра от 2019 года).

Каковы симптомы депрессии?

- Подавленное настроение
- Снижение интереса к занятиям, которые обычно приносили удовольствие
- Снижение способности концентрировать и удерживать внимание
- Нарочитая нерешительность
- Безнадежность в отношении будущего
- Убежденность в собственной никчемности или необоснованное чувство вины за свое состояние
- Нарушения сна (как невозможность спокойно спать, так и избыточная сонливость)
- Значительное снижение или повышение аппетита

Самостоятельно диагностировать себе депрессию исходя лишь из вышеназванных симптомов не стоит. Однако обратить внимание на пункты, которые вы, возможно, замечаете у себя - важно.

Также, если вы задумались о депрессивном эпизоде в своей жизни, можно пройти онлайн-тест Бека:

https://psytests.org/depr/bdi-run.html

Шкала показывает, насколько оптимально ваше состояние, но все еще не является истинной в последней инстанции.



Почему мы говорим о депрессии, если мы не психиатры?
Потому что психологу, как бы то ни было, важно замечать «красные флаги» клиентов и вовремя реагировать на них.

Юлия Гуртикова окончила профессиональную программу «Психиатрия и психиатрия-наркология для психологов» в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.

Наталья Надеждина прямо сейчас проходит обучение по программе «Клиническая психология» в этом же институте.

Несмотря на это психологи «Анонима» не диагностируют депрессию и не назначают медикаментозное лечение.
О депрессии есть замечательный коротенький подкаст «Главный медицинский»:

Слушать https://music.yandex.com/album/21019446/track/105502431?utm_medium=copy_link

В том числе в нем говорится о трех способах лечения депрессии:
1. Сочетание психофармакотерапии и консультаций с психологом
2. Только психофармакотерапия
3. Только консультации с психологом

Как понять, что подходит вам, и как будет проходить работа:

- Первая консультация с психологом по теме депрессии ознакомительная. На ней специалист даст вам небольшую анкету, чтобы маркировать состояние, а вы расскажите, что именно вас волнует;
- Далее, при необходимости, вы обращаетесь к психиатру. Психиатр либо ставит диагноз и определяет степень тяжести, либо «отменяет подозрения»;
- В случае подтвержденного диагноза вам может быть назначено медикаментозное лечение: антидепрессанты, ноотропы, психостимуляторы и др.;
- Если вы принимаете решение о совмещении психофармакотерапии и консультаций с психологом, важно держать своего психолога в курсе лечения препаратами. Это необходимо для того, чтобы психолог видел взаимосвязь между вашим состоянием и побочными эффектами лекарств.
- Консультации с психиатром и корректировка психофармакотерапии, как правило, проходят 1-2 раза в месяц.

Почему психолог не может следить за динамикой психофармакотерапии? Потому что психолог - не медицинский специалист. У него нет нужных профильных знаний и, простыми словами, «лицензии» на лечение, а тем более на лечение препаратами.

Вы же едва ли спросите у медсестры скорой помощи, почему она не вырезаем вам аппендицит прямо сейчас

Если медикаментозное лечение психического расстройства назначено психиатром, смело и гордо принимайте таблетки. Человек не может иметь своего мнения «мне такое не надо». Потому что психиатрия - это медицина. Такая же как кардиология, ортопедия, офтальмология и другие.

Антидепрессанты и другое медикаментозное лечение - не выбор, а необходимость: если врач назначает препарат, его важно принимать, чтобы помочь себе вылечиться

Как правило лечение депрессии таблетками вызывает сопротивление, потому что вокруг этих таблеток много мифов:

Антидепрессанты и другое медикаментозное лечение - не выбор, а необходимость: если врач назначает препарат, его важно принимать, чтобы помочь себе вылечиться

антидепрессанты вызывают зависимость - нет, потому что для развития зависимости важно, чтобы между приемом препарата и положительными ощущениями прошел короткий период времени (эффект аlсoля/сиgaрет). Антидепрессанты работают в долгую, а отказ от них происходит постепенно.

у антидепрессантов много побочных эффектов: слабость, сонливость, снижение когнитивных способностей, набор веса - такое может случиться в первое время, пока организм привыкает к препарату. Если «побочки» затягиваются, важно рассказать о них психиатру и, скорее всего, сменить препарат. Не все антидепрессанты подходят нам с первого раза - это правда.

антидепрессанты не работают без психотерапии - в большинстве случаев рекомендовано совмещать фармотерапию и консультации с психологом, потому что препараты работают на физическом уровне, а психология - на ментальном. Все зависит от степени тяжести депрессивного эпизода. Чтобы четко определить диалог и выбрать схему лечения, необходима консультация психиатра.