ВОЛЯ

Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием (К.С. Станиславский)
Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Помните ли Вы те времена, когда и стационарного-то телефона в доме могло не быть, а звонить приходилось из таксофона?
А сколько лет прошло с тех пор? 15-20?

За это время многое изменилось: мир буквально перевернулся с ног на голову. Роботы убирают наши квартиры и доставляют почту, искусственный интеллект переводит автоматически фильмы голосом актера!

И в ситуации таких быстрых изменений, такой непредсказуемости, такой многозначности взрослые нервничают, переживают за своих детей.

К какому будущему их готовить? Чему научить? На какой кружок или секцию записать? Какая профессия будет наиболее востребована в будущем?

Если бы мы знали ответ на этот вопрос, но мы не знаем.
Но что мы знаем совершенно точно, так это то, что у наших детей будут они сами. Всегда и во все времена пригодятся умение понимать себя, навыки саморегуляции и самоорганизации – универсальные психологические умения.
В русле этой логики мы хотели бы предложить вам поразмышлять над такой способностью человека как воля.

ВОЛЯ [во́л'а]

– это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

С какого момента ребёнок начинает проявлять волю?
Точного ответа на этот вопрос не существует, но мы знаем, что уже в середине первого года жизни ребёнок способен протягивать ручку к интересующей его игрушке. Одно из первых контролируемых движений ребенка!

Оно сформировалось под воздействием опыта. Ряд случайных движений и взаимодействий с предметом (погремушкой) показал ребенку, что это взаимодействие имеет любопытный эффект (громкий и приятный звук), и ребенок стремится повторять этот эффект снова и снова. С этого момента начинается долгий путь развития воли (произвольности) человека.


Ребенок учится у взрослых, подражая их действиям:
Так мать и ребенок в раннем возрасте буквально зеркалят мимику и звуки друг друга. Сперва это происходит непроизвольно, а затем дети становятся способны следить за движениями взрослых и повторяют их в своей деятельности (кормят свои игрушки, «моют» тряпочкой полы и т.д.)

И вот ребенок уже научился контролировать своё тело! Это колоссальное достижение, но для этого ребенку потребовался целый год, а то и полтора года упорных попыток и тренировок! Теперь он может по собственному желанию (читай – воле) вставать, идти, бежать, приседать, прыгать или хлопать в ладоши!
.

Уже к 2-3 годам дети способны регулировать своё поведения, услышав от родителей слово «надо» или «нельзя».
Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие:
  • я буду стараться и рисовать крючки и палочки, если мне дадут за это яркую наклейку или похвалят от души
  • я буду есть, если это действительно вкусно
  • буду играть с конкретным ребенком, если мне это нравитс
      В связи с этой особенностью дошкольников, в детских садах занятия носят игровой характер, с использованием сюрпризных моментов, сказочных персонажей и игр-загадок.

      Эмоциональная и чувственная привлекательность действия — это ведущий мотив действий ребенка дошкольного возраста: я буду слушать и сидеть спокойно, если мне интересно. А если не интересно – встану и уйду.

      Сильной мотивацией на этом этапе развития воли является желание быть хорошим и нравится своему взрослому, а также страх получить неодобрение или наказание. Благодаря этому дети выполняют правила, распорядок дня, занимаются личной гигиеной и выполняют трудовые поручения.

      Изображение взято с сайта freepik.com Автор: wavebreakmedia
      К концу дошкольного возраста ребенок делает крупный шаг вперед на пути развития воли. Он уже способен сидеть за партой и длительно удерживать внимание, выполнять задания по правилам и даже промолчать, хотя и очень хочется ответить. Это делает школьное обучение возможным. Ребенок научается принимать задание, подчинять свое поведение общим правилам.
      Это один из самых важных этапов формирования воли.
      Порой дети с воодушевлением берутся за новое дело, но через некоторое время бросают его, теряя интерес или боятся, что ничего не выйдет и даже не приступают к занятию.

      В чём причина?
      Возможно, она кроется в пробелах в волевой сфере.

      Порой в опыте такого ребёнка есть болезненная история, где он потерпел неудачу, потратил слишком много сил, а доделать дело так и не смог, или результат его разочаровал. И чтобы не сталкиваться с неприятными эмоциями ребенок решает больше не делать ничего нового и непривычного.


      Важно помнить два основных правила тренировок:
      чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат.
          С началом подросткового возраста волевые процессы
          могут дать откат:

          • внешняя стимуляция уже не даёт такого эффекта как раньше. Подросток очень критичен к аргументации учителей и родителей

          • из-за гормональной перестройки возбуждение в мозге преобладает над торможением, это затрудняет применение запретов, снижается выдержка, самообладание

          • подростку больше не подходят наши ценности и убеждения, для завершения формирования воли ему нужны свои
          Однако, не стоит опускать руки, гормональная буря пройдёт, и к концу школы молодой человек выходит на новый уровень волевой регуляции, которая базируется на его личных принципах, более углубленной мотивации, развивается сознательная самодисциплина.
          Алгоритм протекания волевого акта выглядит так:
          Как мы видим, даже на примере с кофе, волевой акт не такое уж и простое дело, трудности могут возникнуть на каждом этапе.
          1
          ЖЕЛАНИЕ
          У человека должно возникнуть влечение или желание (потребность) в чем бы то ни было, и он должен понять, что может эту потребность удовлетворить (цель)

          Например: я чувствую сухость во рту, мне чего-то хочется, чего же? Это жажда! Что же мне попить? Вода, сок, кофе.
          2
          БОРЬБА
          Например: я одновременно хочу и лежать на диване и пить кофе, но кофе нужно встать сварить; я хочу купить кофе и одновременно хочу экономить
          3
          РЕШЕНИЕ
          Например: Я решаю встать с дивана и сварить кофе в кофеварке дома..
          4
          ИСПОЛНЕНИЕ
          Я встаю с дивана, иду на кухню и варю себе кофе. Пью его.
          Развитие воли – трудоемкий и многоступенчатый процесс.
          У вас остались вопросы?
          Как выбрать верную цель? Как справиться с внутренними разногласиями? Как не бросить дело на полпути?
          В нашей жизни и в жизни наших детей регулярно случаются задачи сложнее, чем сварить себе кофе… Порой самостоятельно бывает проблематично разобраться на каком этапе волевое развитие дало сбой.

          Если Вы запутались и вам трудно, всегда можно
          обратиться за помощью к специалисту, чтобы:
          • научиться понимать себя и собственные желания и научить этому ребенка
          • видеть смыслы в поведении собственного ребенка
          • понять почему ему ничего не хочется
          • ставить достижимые цели и учиться замечать результат
          • научиться видеть победы и достижения
          Наши психологи знаю и понимают закономерности психического развития детей, и помогут разобраться в вашей уникальной ситуации и найти решение, которое подойдёт именно вам.